Selfportrait 1981

Галина Эдельман

 

 

Галина Эдельман родилась в 1938 г. в Красноярске. Она рисовала всегда, сколько себя помнит, но будущая ее профессия, казалось, была предопределена тем культом математики, который царил в ее семье. Ее отец, Самсон Львович Эдельман - основатель школы алгебраистов Красноярска, мама, Клавдия Константиновна Михайлова преподавала математику в школах и Педагогическом институте. И Галина поступила на математический факультет МГПИ (ныне Педагогический университет). Там она параллельно училась на курсах рисования и живописи, которыми руководил художник Михаил Максимович Кукунов. Один из друзей в 1958 году показал ее рисунки замечательному художнику-монументалисту Борису Петровичу Чернышеву, который пригласил начинающую художницу заниматься у него вместе с профессионалами.
   "В старом доме на Волхонке, в подвале, где стояла печка-буржуйка, два-три раза в неделю собирались художники рисовать по совершенно необычной методике Бориса Петровича. Вначале проходили минутные наброски: модель держала позу только одну минуту, и надо было успеть зарисовать, потом три, потом десять минут… Я видела, как все напряженно работали, как работал сам Борис Петрович". (Из интервью Галины Эдельман журналу "Алеф", 2007).
Б.П.Чернышева художница считает главным своим учителем. У него она училась сдержанности колорита, гармонии без красивости, уравновешенности композиции, монументальности даже на небольшом пространстве, отношению к картине как к особому миру, существующему по своим собственным законам. Борис Петрович показывал, как дробить камни, растирать их на мраморной доске для получения естественных красителей, составлять яичную эмульсию, писать фреску. Он учил работать широкими мазками, жесткой кистью, стремительно, но точно, сразу набело. Однако главный его урок - ощущение внутренней свободы, независимость от конъюнктуры.
    Своими учителями художница считает также скульпторов Вадима Сидура, Владимира Лемпорта и Николая Силиса. Их нелицеприятная критика, строгий разбор недостатков заставляли требовательнее относиться к своей работе. Тем ценнее бывали редкие похвалы.
    В эти же годы Галина Эдельман увлекается линогравюрой. Одна из ее гравюр ("Дворники на снегу"), появившаяся в журнале "Смена" (1960), была подвергнута осуждению за "формалистические изыски". Ее фамилия (в мужском роде) оказалась в списке действительно замечательных художников-"формалистов" тех суровых лет. Как считает сама художница, это было совершенно незаслуженной честью.
    После окончания института (1960) Г.Эдельман преподает математику в красноярской школе, много рисует, режет линогравюры, пишет маслом серию сибирских пейзажей ("Красный яр", "Створные знаки" и др.), натюрморты. Она поступает в аспирантуру МГПИ по кафедре высшей алгебры, занимается проблемами математической логики.
В 1963 году в Москве состоялись две ее выставки, в Институте физпроблем и в Молодежном центре "Дружба".
Закончив аспирантуру, Г.Эдельман преподает в МЭСИ и московских школах, продолжая интенсивно заниматься живописью и графикой. В эти годы возникают серии пейзажей Углича, Кириллова, Ферапонтова, Сибири, Прибалтики, Крыма, московских окраин, графические циклы.
    С начала 90-х годов ее работы все чаще заполняют фигуры, находящиеся друг с другом в таинственных отношениях: старики, старухи, дети, музыканты, влюбленные, беременные, летящие, танцующие или застывшие в каком-то оцепенении. В работах 1994 г., сделанных в Красноярске и положивших начало серии "Времена жизни", на одном и том же листе гуляет свадьба с гармонистом и движется похоронное шествие, судачат на скамейке старухи и возлежит на траве пьянчуга, а над этим миром взлетают на качелях девочки ("Качели"). Эти качели появляются на разных работах Г.Эдельман, как и женщины, развешивающие белье, пьяницы, гитаристы, скрипачи, лодки, собаки ("На берегу", "Времена жизни", "Праздник погребения", "Сон при свете солнца").
    Художница часто объединяет свои работы в серии, циклы, возвращаясь к некоторым снова и снова. ("Времена жизни",
"Другие города", "Amores", "На листах календарей", "Стенографика"). Толчком для возникновения цикла может послужить что угодно: вид конкретного места, случайные пятна или тени, узоры на березовой коре, сны. Образы детских рисунков положили начало циклу линогравюр "Короли моей дочери" (1976), где странные существа с руками-факелами, с птичьими ногами и звериными головами незаметно втягиваются в совсем не детские драмы. Узоры растрескавшейся древесины, выброшенной морем на песчаный берег, вызвали к жизни сотню рисунков серии "Образы плавника" (2004). Цикл графических работ "Разрушенный город" (2003) порожден впечатлениями от разрушенного Сухуми, где еще и через пятнадцать лет после войны в стенах зияли пустые окна, а сквозь разбомбленные крыши, как в модернистских вазах, прорастала буйная тропическая зелень.
После долгого перерыва художница вновь участвует в выставках в России и за рубежом. Живопись и графика Г.Эдельман используется в оформлении книг писателя Марка Харитонова (мужа художницы): "Car a Blazen" (Прага, 1996), "Возвращение ниоткуда" (М.,1997), "Способ существования" (М, 1997), "Amores novi" (М., 2000 и Париж 2007), "Стенография конца века" (М., 2002), "Времена жизни" (2007)
    Работы художницы есть в частных коллекциях России, Германии. Канады, Чехии, Швейцарии, Израиля, Англии, США, Франции.

 

Выставки:

  • 1963. Персональная выставка в институте физпроблем (Москва)
  • 1963. Персональная выставка в Молодежном центре "Дружба" (Москва)
  • 2000. "Швейцарский флаг". Персональная выставка в Chato de Lavigny (Швейцария)
  • 2002. "Германия - взгляд из России", "Аквариус", Дом Дружбы народов (Москва)
  • 2003 "Реальность и фантазия" Диалог: Россия- Швеция, "Аквариус", Дом журналистов (Москва)
  • 2003. Графика Г.Эдельман. музей Герцена (Москва)
  • 2003. Галерея Art Rus. Aarau (Швейцария)
  • 2004. Персональная выставка в Еврейском культурном центре (Москва)
  • 2004. Персональная выставка "Другие города", Kurort invest (Москва)
  • 2005. "Времена жизни".Персональная выставка в МЕОЦ (Москва)
  • 2005. Персональная выставка в Музее Скрябина (Москва)
  • 2006. "Другое искусство". ЦДХ, галерея "Lart" (Москва)
  • 2006. "Москвички", "Аквариус", Центр "Преодоление" (Москва)
  • Март 2010г.— "Цветы", галерея АртБашмак .
  • Апрель— май 2010 г.— участвует в проекте "В традициях авангарда" галереи Les Oreades-Ореады , Центральный Дом Художников(ЦДХ)
  • Апрель 2010 г. Персональная выставка "Музыка городов" в доме-музее А.Н.Скрябина
  • Апрель— сентябрь 2010 г. "Времена жизни". Всемирный банк. Представительство в России.
 
 
   "Впервые увидев работы Гали Эдельман, я испытал эмоциональный шок. Это необыкновенный художник".
Павел Лунгин, кинорежиссер
   "Художественный мир Гали Эдельман - сочетание легкости и напряженности. Ее работы глубоки и поэтичны".
Александр Городницкий, поэт, академик РАЕН
    "Рука Гали Эдельман напрямую следует за эмоциями. Получается очень искренне. Ее живопись - это спрессованная эмоция. Раскованная линия ее рисунков удивляет выразительностью. Сочетание профессионализма и детской непосредственности".

 

Николай Силис, скульптор

 Наверх Вернуться на главную страницу   Написать письмо  
Используются технологии uCoz